Динамика очага инициации возбуждения в области синоатриального узла сердца человека при воспроизведении сердцем центрального ритма
В.М.Покровский, В.Г. Абушкевич, Л.В. Федуново, М.В. Сомойленко, Д.Г, М.В. Торосов, Д.Д. Диденко, А.А. Нечепуренко, СБ. Хондюков, В.В. Посюго, А.Г. Зубохин, Т.Н. Хропово, Л.Б. Дмитриенко, О.А. Родченко Кубанская государственная медицинская академия, г. Краснодар
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС КАРДИОЛОГОВ Кардиология, основанная на доказательствах ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ Москва, 10-12 октября 2000 г. с.236

Целью работы явилось изучение динамики очага первоначального возбуждения н области синоатриального узла сердца человека при воспроизведении сердцем центрального ритма. Для этого нами была создана установка, позволяющая производить компьютерное картирование волны деполяризации в области синоатриального узла сердца человека. Наблюдения были проведены на трех пациентах мужского мола у которых были выполнены кардиохирургическис операции. В конце операции на эпнкардиальную часть синоатриального узла подшивали двумя нитями из наксона. который обладает способностью рассасываться на 7 сутки, электродный зоид. состоящий м 6 электродов, с расстоянием между ннмн 0,7 миллиметров. Электроды, укрепленные на зонде, были сделаны в форме кольца, что позволяло регистрировать биопотенциалы при прилежании любой поверхности зонда. После зашивания перикарда н грудной клетки свободный конец зонда выводился наружу у яремной вырезки рукоятки грудины и через разъем соединялся с компьютерной системой для картирования. Индифферентный электрод одевался на правое запястье. Из области синоотриального узла сердца человека одновременно при помощи многоканального кардиографического блоки регистрнрооалось 6 электрограмм, которые через аналогоцифроиой преобразователь поступали в компьютер. Компьютерная программа по второй производной фронта нарастания зубца волны деполяризации синоатрияльном узле нметапляла метки и по ним строила изохронную карту возиикновення и распространения возбуждения в узле. Регистрацию электрограмм н компьютерное картирование производили сразу после операции, через 12 часов и н дальнейшем через каждые сутки до удаления зонда. Во время действия наркоза первоначальный очаг возбуждения был представлен в виде одной точки. При иыходе пициенты и J ниркоэа очаг инициации возбуждения увсличннался и охватывал не одну, а несколько точек. В начале они были разрознены, а затем сливались в единый широкий очаг, занимающий площадь под несколькими электродами. По мере выздоровления пациента очаг увеличивался и на 5-ые сутки располагался под всеми шестью электродами. На седьмые сутки зонд удаляли. Ранее было установлено, что расширенный очаг возбуждения является электрофизиологическим маркером усвоения сердцем ритма, сформированного в центральной нервной системе. Получение данные подтверждает представления о том, что в естественных условиях у человека сердце может воспроизводить ритм, сформированный в центральной нервной системе.