Изменение нервной регуляции ритма сердца на поздних сроках физиологической беременности
Абушкевич В.Г., Федунова Л.В., Поморцев А.В., Зубахин А.Г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ, ПОСВЯЩЕННАЯ 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА ИВАНА ПЕТРОВИЧА ПАВЛОВА Санкт-Петербург 15-17 сентября 1999 c.71-72

Кубанская государственная медицинская академия, Краснодар, Россия У 64 женщин с физиологической беременностью изучали нервную регуляцию ритма сердца посредством пробы на сердечно-дыхательный синхронизм (СДС). Им предлагали дышать в такт вспышкам фотостимулятора с частотой выше исходного рит- ма сердца. В этих условиях развивался СДС: сердце в ответ на каждое дыхание производило одно сокращение. Изменение частоты вспышек и, соответственно, частоты дыхания приводило к синхронному изменению частоты сердечных сокращений, то есть создавалась возможность управления ритмом сердца через дыхание. На раннем и среднем сроках гестации СДС имел место в диапазоне 106,911,7 - 125,1 +2,2 кардио-циклов. Ширина диапазона СДС составляла 18,2+0,3 кардиоциклов. На позднем сроке гестации ширина диапазона СДС увеличивалась до 25,2+0,5 кардиоциклов. Это, по-видимому, объясняется гормональными сдвигами в организме беременной. Известно, что на заключительном сроке беременности резко возрастает количество gap junction между клетками миометрия [Miyoshi et al.,1998], что увеличивает проводимость. Это необходимо для координации схваток в родах [Sakai et al.,1992]. Главным белком gap junction в человеческом миометрии является connexin 43 [Miyoshi et al.,1996]. Эстрогены повышают, а прогестерон понижает его количество [Petrocelli, Lye,1993]. С другой стороны, проводя компьютерное картирование синоатриального узла сердца при СДС, мы наблюдали на изохронных картах расширение первоначального очага возбуждения. Площадь очага зависела от ширины диапазона СДС. Между клетками синоатриального узла в gap junction также имеется connexin 43 [Kwong et al.,1998]. Таким образом, за счет гормональной перестройки на позднем сроке гестации возрастает количество connexin 43, что, возможно, приводит к увеличению площади очага первоначального возбуждения в синоатриальном узле, которое предопределяет расширение диапазона СДС.