Динамика расширения очага первоначального возбуждения не связана с частотой сердечных сокращений.
В то же время динамика расширения очага первоначального возбуждения связана с динамикой разницы крайних значений частоты сердечных сокращений. Чем эта разница больше, тем шире очаг. Это обстоятельство позволяет предположить наличие зависимости между вариабильностью сердечного ритма и шириной очага первоначального возбуждения.
Общим при наркозе и вне его является закономерность между частотой сердечного ритма и локализацией центра очага первоначального возбуждения. И в первом, и во втором случаях, чем частота сердечных сокращений выше, тем очаг первоначального возбуждения располагается ближе к устью верхней (краниальной) полой вене.
Таким образом, в настоящей главе показана возможность электрофизиологического анализа процессов в синоатриальном узле сердца собаки при помощи компьютерного картирования очага первоначального возбуждения посредством предложенного для целей длительного наблюдения в хроническом опыте электродного зонда. Данный электрофизиологический анализ процессов в синоатриальной области приемлем и для сердца человека, что открывает перспективу получения новой информации.