Резюме
В научной литературе имеются данные о компьютерном картировании волны деполяризации и оценке очага первоначального возбуждения в синоатриальной области сердца животных и человека. Однако такое картирование было осуществлено в острых опытах на животных и во время кардиохирургических операциях на человеке (Takashi Nitta et al.,1998; Sih et al.,1998; Jessurun et al.,2003).
И в том, и в другом случае действовал фактор наркоза, который не позволял выявить динамику первоначального очага возбуждения в естественных условиях. Поэтому в данной серии экспериментов нами была изучена с помощью метода компьютерного картирования динамика очага первоначального возбуждения в синоатриальной области сердца собаки в естественных условиях - условиях хронического эксперимента, и проведена сравнительная оценка с таковой при действии наркоза.
Другой целью этого фрагмента исследования являлась разработка методики картирования очага первоначального возбуждения, которая могла быть использована для человека.
Как известно, в острых опытах на животных картирование волны деполяризации и, в частности, очага первоначального возбуждения, осуществляют при помощи многоэлектродной матрицы. Однако для наших исследований такой подход невозможен, так как для последующего удаления матрицы требуется повторная операция. Она может быть осуществлена на животных, однако для человека это неприемлемо. Поэтому вместо матрицы мы использовали 6-ти электродный зонд, фиксируемый по диагонали синоатриальной области нитями из максона, который обладает способностью рассасываться, что позволяет удалять зонд без операции.