поверхности, совпадают с результатами, полученными с эндокардиальной поверхности, но на отдельных участках совпадений нет, стали использовать не только картирование с эпикардиальной и эндокардиальной поверхностей по отдельности, но и проводить картирование совместно.
В последующем появилась технология глобального (пространственного) картирования с использованием матрицы, содержащей ступенчатые электроды.
Наконец, в настоящее время появилась возможность компьютерного картирования при помощи оптического потенциала - метода, обладающего огромной разрешающей способностью.
Вторая причина противоречивости взглядов состояла в том, что все они основаны на традиционном представлении, согласно которому ритм сердца зарождается в синоатриальном узле, а экстракардиальная нервная система оказывает на него корригирующее действие, проявляющееся в увеличении или уменьшении частоты биений сердца посредством ускорения или замедления спонтанной диастолической деполяризации клеток - водителей ритма (Н.Н.Алипов,1993; Guo et al.,1995,1996; Verkerk et al.,1999,2002; Tomotsu Mitsuiye et al.,2000; Lei et al.,2001; Zhang et al.,2002; Musa et al.,2002; Kodama et al.,2002).Такая точка зрения основывается на большом числе исследований по изоляции сердца и стимуляции экстракардиальных нервов.
Вместе с тем, имеются факты, полученные в разных лабораториях мира, которые не укладываются в рамки традиционной теории (В.М.Покровский, 2000).

1.4.Предпосылки к компьютерному картированию волны деполяризации в области синоатриального узла сердца при хроническом наблюдении.