Оно преобладает у молодых. У лиц пожилого возраста симпатическое влияние на узел уравновешивает парасимпатический тонус (Kuga et al.,1993).

1.2. Методы компьютерного картирования волны возбуждения в области синоатриального узла.

Существует целый ряд методов, позволяющих изучать функционирование синоатриального узла - области, в которой возникает очаг первоначального возбуждения, - первичный негативный очаг.
Среди них - метод иммуногистохимического оконтурирования системы проведения в синоатриальном узле с использованием моноклониальных меченных антител, взаимодействующих с белками коннексинами, например, connexin-43. Последние входят в состав коннексонов, обеспечивающих связь между клетками синоатриального узла ( Osthoek et al.,1993). Это метод криотермального картирования синоатриального узла (Hariman et al.,1999).
Однако наибольшее распространение получили методы компьютерного картирования волны возбуждения в области синоатриального узла.

Эпикардиальное компьютерное картирование волны возбуждения в области синоатриального узла
Методика картирования волны деполяризации в области синоатриального узла была предложена Rijlant (1932), а компьюторного картирования - Bonineau et al (1978), М.П.Рощевским с соавт. (1981), Л.В. Розенштраухом с соавт. (1994).
Суть метода эпикардиального компьютерного картирования состоит в том, что на эпикардиальную поверхность предсердия в области