Что дают разработанные способы электрофизиологического анализа процессов в синоатриальном узле сердца собаки в хроническом опыте и человека в естественных условиях ?
Во-первых, позволяют судить о параметрах очага первоначального возбуждения в хронических экспериментах у теплокровных животных и в естественных условиях у человека.
Во-вторых, при таком анализе мы получаем возможность наблюдать динамику очага первоначального возбуждения отличной от той, которая имеет место в условиях острого эксперимента или во время кардиохирургических операций.
В-третьих, применение данного анализа в фундаментальных исследованиях может служить для установления в естественных условиях связи между расширением очага первоначального возбуждения и одним из параметров вариабильности сердечного ритма - разностью крайних значений частоты сердечных сокращений.
Как известно, исходя из традиционных представлений, вариабильность сердечного ритма объясняют тоническим (корригирующим) влиянием экстракардиальной нервной системы - преобладанием тонуса блуждающего нерва или тонуса симпатических нервов (А.М.Вейн, 2000).
Предлагаемый нами анализ позволяет рассматривать вариабильность ритма сердца с совершенно иных позиций, поскольку была установлена зависимость между увеличением размера очага первоначального возбуждения в синоатриальной области и крайними значениями разности частоты сокращений сердца: чем больше расширяется очаг, тем больше вариабильность сердечного ритма. Это было показано как у животных (таблица 6.2), так и у человека (таблица 6.3). Данное обстоятельство делает целесообразным изучение связи между относительными размерами очага и вариабильностью ритма сердца. На наш взгяд, такое направление